Каждый из нас время от времени бывает на приёме у врачей. И далеко не всегда встречи с врачами оказываются приятными. Несмотря на отличное знание дела, иногда доктора могут быть невнимательны к своим пациентам, грубы или пренебрежительны к тому, что говорит им больной. Поэтому так важно, чтобы доктора умели помогать не только делом, но и словом. Правильно выстроить диалог, выслушать, подобрать нужные фразы и помочь справиться с заболеванием не только физически, но и морально.
Благодаря вашей поддержке врачи и медсёстры Службы качества жизни агентства чудес «Сами» продолжили обучение в школе профессионального медицинского общения Анны Сонькиной «СоОбщение» (г. Москва). Здесь медиков учат общаться с пациентами так, чтобы те чувствовали себя людьми, а не объектами обследования, лечения и других манипуляций. Медсёстры Службы качества жизни прошли курс обучения «Навыки общения при оказании медицинской помощи».
Разговор с пациентом – важная составляющая в работе медицинского персонала. Искусству общения с пациентом не всегда учат в медицинских вузах. Но именно правильный разговор врача с подопечным играет важную роль в психологическом и физическом состоянии здоровья пациента, а также помогает держать контакт с семьёй.
«Обучение важно для работы паллиативной службы, чтобы дать больше жизни тяжелобольным детям, – рассказывает Анна Шпачинская, медсестра Службы качества жизни агентства чудес «Сами». – Первый день обучающего курса был посвящён теории, где мы разобрали правила общения с пациентом. Второй день был полностью практический – мы отрабатывали полученные знания и разыгрывали различные ситуации общения с пациентом».
Вести правильный диалог с пациентом помогает целый ряд правил. Некоторые из них звучат так:
•Важно задавать как можно больше открытых вопросов о состоянии здоровья ребёнка, чтобы получить полное представление о том, что с ним происходит и что его тревожит.
•Нельзя перебивать пациента. Всегда нужно дослушивать до конца. А после этого – обязательно вместе проговорить вслух всё услышанное ещё раз.
•Говорить должен больше пациент, а не врач. Человек должен иметь возможность делиться своими тревогами.
•Пациент должен наверняка понять всё, что ему объясняет врач о лекарствах, обследованиях и многом другом. Поэтому врач должен просить пациента повторять всё, что он расскажет, вслух.
•Нельзя резко сообщать плохие новости пациенту. Врач должен рассказывать их поэтапно, предварительно уточнив у человека готовность разговаривать об этом. Даже о плохих прогнозах нужно сообщать понятно и просто, чтобы пациент правильно истолковал услышанное.
Тренировать полученные знания лучше всего в реальных ситуациях. Во второй день обучения участники курса моделировали различные ситуации общения с пациентом, чтобы научиться устанавливать доверительный контакт с человеком. Ситуации общения снимали на видео, чтобы по приезде домой каждый специалист мог ещё раз проанализировать плюсы и минусы в ходе диалога.
«Практически сразу же после возвращения в Пермь мы постепенно начали применять знания в работе с подопечными паллиативной службы, – делится Дарья Тарасова, медсестра Службы качества жизни агентства чудес «Сами». – Говорить нужно со всеми подопечными, даже если в семье воспитывается ребёнок с тяжёлым неизлечимым заболеванием. Уже сейчас можно сказать о том, что новый стиль общения с семьями действительно помогает ближе устанавливать контакт с ребёнком и его родителями, а также влияет на общую картину состояния подопечного».